В топ-3 мирового рейтинга безопасности 2021 года вошли Копенгаген, Торонто и Сингапур. И в этом заслуга не только распознавания лиц — спасать людей и обезвреживать бомбы помогают роботы, пишет РБК. По прогнозам ООН, к 2050 году в городах будет проживать 68% населения мира. К этому моменту все мировое население вырастет с нынешних 7,6 млрд до 9,8 млрд человек. Высокая скорость урбанизации ставит вызовы в области развития транспортной инфраструктуры, качественных медицинских услуг, оптимизации энергоресурсов и борьбы с преступностью.

Правоохранительные органы, скорая помощь, пожарные и спасательные службы всегда первыми применяли новейшие технологии: камеры видеонаблюдения, детекторы выстрелов на улицах, роботы-спасатели. В развитых странах в целях общественной безопасности искусственный интеллект повсеместно используется в распознавании лиц, предотвращении мошеннических банковских операций, прогнозировании места и времени преступлений.

Ежегодно The Economist публикует рейтинг безопасных городов. В 2021 году 60 городов были ранжированы по 76 индикаторам, включая цифровую, медицинскую, инфраструктурную, личную и экологическую сферы безопасности. Высоким показателям развития по названным критериям способствуют и внедрение различных технологий.

Токио

С 1970 года, по данным ООН, число стихийных бедствий во всем мире выросло почти в три раза. Робототехника помогает спасателям справляться с последствиями эффективнее: роботы умеют тушить пожары, летать, плавать, передвигаться по завалам и труднодоступным местам.

Пожарная служба Токио насчитывает в своих рядах дюжину различных типов ботов. Один из них — дистанционно управляемый робот Robocue, разработанный для обнаружения людей под обломками. Инфракрасные камеры и ультразвуковые технологии играют важнейшую роль в спасении, поскольку раненые зачастую не могут позвать на помощь. Робот загружает пострадавших на платформу и перемещает в более безопасное место.

Гонконг

Новые возможности в сфере безопасности стали доступны благодаря ASR (автоматизированным роботам-охранникам), чьи преимущества — это перемещение в сложных локациях и круглосуточное патрулирование объекта почти без вмешательства человека.

Полиция Гонконга использует ASR для обезвреживания бомб в рамках контртеррористических учений, во время протестов и в обычной обстановке, например, в торговых зонах. Подобные роботы различаются по величине: от размера простого рюкзака, который военнослужащий может носить на спине и забрасывать в окна здания, до размеров газонокосилки, оснащенной рентгеновскими приборами и детекторами взрывчатых веществ.

Ожидается, что рынок автономных мобильных роботов в Азиатско-Тихоокеанском регионе вырастет на 17,5% в течение нескольких лет с общим объемом целевого рынка $67,35 млрд в период 2020–2026 гг.

Сидней

Австралийские инженеры разработали новую технологическую платформу, которая позволяет одновременно управлять более чем тысячей дронов с одного экрана компьютера. Технология работает по сетям 4G и 5G на дальнем расстоянии — беспилотные аппараты запустили вдоль побережья Сиднея длиной 1 000 км.

Облачная платформа имеет несколько возможных применений, в их числе мониторинг пожаров в лесах и предотвращение атак морских хищников (акул, крокодилов) в водоемах. Введение данной меры безопасности особенно актуально в связи с пожарами 2019–2020 годов, в результате которых было уничтожено 2 448 домов и сожжено 5,5 млн га земли в Австралии.

Сингапур

С начала пандемии в общественных местах по всему миру по-разному стараются контролировать соблюдение социальной дистанции. В сентябре Сингапур начал испытания роботов Xavier, патрулирующих улицы. Каждый из них оснащен семью камерами, чтобы вовремя сообщать в центр управления о нарушениях: неправильно припаркованном велосипеде или курении в неположенном месте. Роботы оповещают людей, если те находятся слишком близко друг к другу, и контролируют размер толпы у выходов на посадку в самолет.

Нью-Йорк

Судя по опросам в США, большинство водителей (86%) боятся садиться за руль беспилотного автомобиля, а также неуютно себя чувствуют из-за присутствия таких машин на дорогах. Однако большинство ДТП происходит по причине человеческого фактора: вождения в состоянии алкогольного опьянения, спешки и безответственного поведения за рулем.

Автономный транспорт (AV), вопреки страхам, может сделать дороги безопаснее. Компания Waymo начала тестирование самоуправляемых автомобилей в Нью-Йорке, но пока под контролем человека, чтобы составлять карту городских улиц. Машины оснащены датчиками и вычислительными блоками. В то же время в Сан-Франциско разрешено использование полностью автономных такси — это привилегия компании Cruise. Всего за 2020 год AV, зарегистрированные в Калифорнии, проехали около 2 млн миль в автономном режиме.

Сан-Франциско

В противовес климатическим изменениям, сопровождаемым пожарами в Калифорнии — более 8 тыс. случаев на 2021 год и 1,2 млн сожженных гектаров земли — в Сан-Франциско был создан стартап Pano AI. Компания разработала платформу на основе искусственного интеллекта для обнаружения лесных пожаров и раннего выявления новых очагов возгорания.

Панорамные камеры, расположенные на высоких обзорных точках, передают пожарным службам данные вместе со спутниковыми снимками и информацией об экстренных вызовах. Преимущество технологии — способность отличать ложные срабатывания от реальных возгораний. Тестирование совместно с пожарными службами успешно провели в ноябре на калифорнийском побережье.

Копенгаген

Копенгагенский стартап Corti.ai разработал приложение для идентификации сердечного приступа. Corti работает как персональный ассистент врачей, слушает речь и дыхание пользователя, позвонившего в скорую помощь, и на данный момент помог сократить число смертельных случаев более чем на 40%. Также приложение делает заметки, ведет поиск по базам данных и сравнивает симптомы с миллионами случаев в прошлом.

Corti снижает нагрузку медицинских работников и помогает точнее ставить диагноз. На данный момент приложение было задействовано в проведении более 13,6 млн консультаций.

По прогнозам Accenture, применение искусственного интеллекта может сэкономить здравоохранению в США $150 млрд к 2026 году.

Лондон

Дорожная сеть столицы Англии столкнется с рядом проблем в течение следующих 20 лет, среди них необходимость значительных вложений в дорожную инфраструктуру, вызванная ростом населения (которое, как ожидается, превысит 10 млн к 2031 году), и повышение безопасности дорожного движения.

В Лондоне уже два года тестируют инновации на общественном транспорте, в частности, в автобусах. Технологическими нововведениями стали датчики, подающие сигнал водителю при обнаружении на его лице признаков усталости. Другой их вид прогнозирует поведение пешеходов и велосипедистов с предупреждением водителя. Также автобусы оснащены системами, способными автоматически подавать световой сигнал другим участникам дорожного движения в случае повышенного риска, например, столкновения.

Барселона

Барселона еще в 2012 начала внедрять инновации в области безопасности окружающей среды, и до сих пор остается в ряду самых продвинутых городов мира.

Датчики на LED-фонарных столбах автоматически гаснут, когда на улице нет пешеходов, тем самым экономя энергию; собирают данные о дорожном движении, качестве воздуха, уровне шума и передают информацию городским учреждениям и жителям внутри системы Sentilo. «Умные» мусорные баки перемещают отходы в подземные контейнеры, чтобы снизить число грузовиков на улицах и устранить неприятные запахи.

Водителям помогают ориентироваться датчики, встроенные в асфальт, направляющие их к свободным парковочным местам. Сенсорная система определяет, стоит ли транспортное средство в положенном месте. Такая мера сократила количество дорожных пробок и вредных выбросов в Барселоне.

Амстердам

Столица Нидерландов отличается продвинутым подходом в оптимизации ресурсов и потреблении энергии. То же самое относится и к дорожному движению: по сети водных каналов города скоро запустят автоматизированные лодки для перевозки пассажиров, различных грузов и отходов Roboats. Размером с небольшой автомобиль, оснащенные GPS и несколькими камерами, они способны разгрузить узкие улицы Амстердама, уменьшив количество пробок и проблем с логистикой.

Корпуса новых моделей будут спроектированы таким образом, чтобы несколько лодок могли соединяться вместе: это позволит формировать, например, мосты или круговые цепи для сдерживания разливов нефти.

Стокгольм

Качество воздуха — основа безопасной жизни. Однако такие виды топлива как нефть, уголь и газ составляют 80% всех энергоресурсов мира. При сжигании горючего выделяется углекислый газ, который задерживает тепло в атмосфере, способствуя глобальному потеплению и изменению климата, а также загрязнению воздуха.

Но ситуация постепенно меняется. Стокгольм стал первой столицей в мире, где большинство автобусов передвигаются за счет биотоплива — RME (использующее рапсовое масло), а также HVO, самого экологически чистого топлива. Город планирует расширить «экологичную» сеть в пригородах к ноябрю 2022 года и запустить не менее 300 новых автобусов на основе органического топлива RME, а также с USB-розетками под каждым сиденьем и бесплатным Wi-Fi.