Министерство юстиции зарегистрировало Приказ об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг.

Ранее Приказ был подписан директором Росгвардии Виктором Золотовым.

Ценообразование на рынке охранных услуг давно было камнем преткновения для развития отрасли. На тендерах часто торжествовали предприятия, готовые предложить минимальную цену, но не готовые обеспечить даже минимальное качество. Победитель торгов нередко оказывался неспособен даже выплатить охранникам на посту региональный МРОТ.

Хуже всего, что критическая ситуация сложилась именно в сфере государственного заказа. Иными словами, охрану школ и детских садов почти повсеместно, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и других крупнейших городов, обеспечивали предприятия, чьи услуги ни в малейшей степени не соответствовали современным предоставлениям об охране таких объектов.

Заказчик, выбирая минимальные затраты на охрану, действовал в соответствии с 44-ФЗ, принятым в 2013 году. Закон предполагал применение метода «сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)». В условиях господства принципа, заключающегося в преимуществе предложенной исполнителем цены против качества, складывалась порочная система: недобросовестные предприятия обрушивали стоимость поста, выигрывали торги, а следующий заказчик, анализируя рынок, считал обрушенную цену общепринятой и ориентировался на нее.

Председатель Совета Союза ОСО, президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Саминский по этому поводу не раз говорил:

— В результате, каким бы опытом, какой бы компетенцией, какой бы деловой репутацией ни обладал ЧОП, он почти повсеместно проигрывает недобросовестным предприятиям, готовым на треть, а то и на половину снизить начальную (максимальную) цену контракта. Даже если сбившее стоимость на торгах предприятие обладает всеми формальными признаками ЧОПа, подходящего для охраны объектов образования, заявленная услуга неизбежно будет осуществляться фиктивно. Не бывает дешевой охраны на таких сложных объектах, как школы и детские сады. За низкую цену заказчик получает бутафорию вместо поста охраны.

В отдельных регионах проблему удалось, если и не решить, то до какой-то степени снять ее остроту. Например, в Москве профессиональный стандарт «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» применяется частными охранными предприятиями обязательно, и тот, кто не уделял внимание повышению квалификации своих работников, попросту не сможет соответствовать его требованиям. Однако это редчайшей пример взаимопонимания, достигнутого между ответственными частными охранными предприятиями и органами власти.

В подавляющем же большинстве регионов сложилась парадоксальная ситуация: исполнитель, вложившийся в обучение своих работников, во внедрение современных технических средств, добросовестно выплачивающий все налоги, оказывался в проигрышном положении перед тем, кто собирался обеспечить охрану школы или больницы при помощи персонала, не имеющего практически никакой подготовки.

Обращали на эту проблему не только представители охранного сообщества. Депутат Государственной Думы РФ, председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Выборный отмечал, что недобросовестные ЧОПы не только ставят под угрозу охрану и безопасность конкретного объекта, но также наносят существенный ущерб экономике и дискредитируют отрасль, в которой заняты сотни тысяч человек.

Выходом из положения мог бы стать подзаконный акт, регламентирующий ценообразование в частной охранной сфере. Но предстояло убедить в необходимости такого изменения Правительство и регулятора. Мало указать на проблему — нужно найти и обосновать предлагаемое решение.

Большой вклад был сделан под председательством Анатолия Выборного Комитетом Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности.

22 февраля 2019 года Комитетом был проведен круглый стол по теме: «О проблемах ценообразования на рынке охранных услуг», собравший не только представителей охранного сообщества, но также федеральных органов власти и руководства Торгово-промышленной палаты РФ. На таких заседаниях, регулярно проводившихся в стенах ТПП РФ в последние три года, ответственные лица из Росгвардии, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной налоговой службы и других ведомств могли напрямую услышать позицию передовых частных охранных организаций.

Подобные мероприятия прошли, кроме Москвы, во многих других городах — Санкт-Петербурге, Уфе, Новосибирске, Тамбове.

В составе Комитета была создана Рабочая группа по ценообразованию в охранной отрасли, сформулировавшая согласованную позицию ведущих частных охранных организаций по ключевому вопросу.

Выдвинутые лидерами охранного сообщества инициативы неоднократно поддерживал президент ТПП РФ Сергей Катырин. Он подписал письмо на имя министра финансов РФ Антона Силуанова с предложением создать межведомственную рабочую группу для совместной деятельности по изменению подхода к формированию начальной (максимальной) цены контракта при оказании частных охранных услуг.

Антон Силуанов, ознакомившись с изложенными аргументами, не высказал возражений против предложенных изменений, однако отметил, что решение должен принять регулятор отрасли.

Дискуссии о давно назревших изменениях проводились и на других влиятельных площадках страны. Их участники приходили к единственному возможному выводу: принцип «чем дешевле, тем лучше» в вопросах безопасности не работает и работать не может.

Неоднократно поднималась эта тема в Общественной палате РФ, где три года назад была создана Рабочая группа по вопросам ценообразования по государственным и муниципальным контрактам на закупку охранных услуг. Ее руководителем которой стал председатель правления Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» Александр Козлов.

На первом заседании Рабочей группы он назвал одной из важнейших задач выработку обоснованной стоимости услуг по охране объектов, финансируемых за счет средств государственного и муниципального бюджетов.

Постепенно позиция охранного сообщества находила все более широкое понимание на федеральном уровне. Круглые столы, совещания, рабочие встречи, консультации, обращения к руководителям министерств и ведомств — после долгой и кропотливой работы осталось сделать лишь несколько решающих шагов.

Первый состоялся еще в прошлом году. Вышло Постановление Правительства РФ от 8 мая 2020 г. № 645 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг». В соответствии с Постановлением, таким органом стала Росгвардия.

Конструктивный диалог, налаженный с Федеральной службой, позволял последовательно подходить к реализации давно назревших изменений. 25 января 2021 состоялось заседание Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, на котором обсуждались организационные и правовые проблемы в охранной отрасли России. В ходе мероприятия был представлен проект приказа, утверждающего новый порядок определения начальной (максимальной) цены контракта. 15 февраля приказ был подписан директором Росгвардии Виктором Золотовым.

Оставался последний шаг. Он был сделан 28 апреля, когда документ был зарегистрирован Министерством юстиции РФ. Отныне в охранной сфере будет применяться затратный метод определения начальной (максимальной) цены контракта. Была разработана строгая математическая формула (она включена в приказ), которая будет отражать реальные затраты частного охранного предприятия на свои услуги.

Для отрасли это настоящий прорыв, который с легкостью оценит руководитель любого ЧОПа.

Этого прорыва удалось добиться общими усилиями Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности, Государственной Думы РФ в лице депутата Анатолия Выборного и других представителей  законодательных и исполнительных органов власти, понимающих проблематику охраны и безопасности мест с массовым пребыванием людей; организаций-лидеров охранной отрасли — Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» в лице Александра Козлова и СРО Ассоциация «Школа без опасности» и Союза ОСО в лице Сергея Саминского; всех, кто своим трудом обеспечивал лучшее качество охранных услуг на своих объектах.

Убрана основная преграда, долгое время мешавшая отрасли полнокровно развиваться. Но еще немало предстоит сделать. Охранное сообщество добилось большого прогресса. Но работа над дальнейшим развитием отрасли продолжается. источник