Андрей Макеев, заместитель директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России рассказал о реформах в области пожарного надзора за объектами с массовым пребыванием людей в ходе конференции «Пожарная безопасность уникальных объектов и объектов критической инфраструктуры», прошедшей 22 августа 2018 года в рамках деловой программы форума «АРМИЯ-2018».

По словам Макеева, после трагедии в ТЦ «Зимняя вишня» спасательное ведомство охватило проверками 84 тыс. объектов с массовым пребыванием. На данный момент проверено 62 015 объектов, в 49% случаев государственный пожарный надзор зафиксировал нарушения требований пожарной безопасности. Свыше 1 тыс. объектов в прошлом реконструированы из зданий производственного, складского и иного назначения. Основное количество таких объектов – торгово-развлекательные центры (664 объекта).

«Строительство и реконструкция 500 эксплуатируемых объектов в нарушение законодательства Российской Федерации осуществлялась без разработанных и согласованных с МЧС России специальных технических условий, отражающих специфику противопожарной защиты уникальных объектов», — отметил заместитель директора Департамента надзорной деятельности.
В то же время анализ пожаров свидетельствует, что их основные причины и тяжкие последствия связаны с ослаблением контрольно-надзорных функций:

  • Отсутствие права решающего голоса у органов государственного пожарного надзора МЧС России при выдаче заключений о соответствии проектной документации требованиям пожарной безопасности, выборе площадки под строительство объектов и вводе их в эксплуатацию. При этом только на этапе строительства возможно выявить и предупредить нарушения процессов монтажа различных систем и не допустить подмены строительных материалов на более дешевую и пожароопасную продукцию;
  • Злоупотребление недобросовестными предпринимателями законодательством с целью ухода от ответственности за нарушения обязательных требований путем дробления крупного бизнеса на псевдо микро и малые предприятия. В то время как специфика государственного пожарного надзора предполагает проверку объекта в целом, независимо от количества правообладателей и их статуса;
  • Имитация собственником объекта видимости соблюдения противопожарного режима при уведомлении его в трехдневный срок о начале плановой проверки. В практике МЧС России зафиксированы случаи, когда собственник на период проверки брал огнетушители, гидранты и другое оборудование в аренду;
  • Отсутствие квалификационных требований к специалистам и организациям, выполняющим проектные работы по обеспечению пожарной безопасности;
  • Меры административного воздействия за нарушения требований пожарной безопасности в виде наложения штрафов (без приостановки эксплуатации предприятия) не являются достаточной мотивацией для ряда правонарушителей.

В целях исправления ситуации министерством проведен анализ нормативных правовых актов и подготовлены предложения по изменению законодательства, которые уже одобрены правительством Российской Федерации, поделился Андрей Макеев.

Разработанный пакет законопроектов предлагает:

  • Обеспечить участие надзорных органов МЧС России в процессе градостроительной деятельности на всех этапах жизненного цикла объектов общественного назначения, в том числе в приемке отдельных систем противопожарной защиты на эксплуатируемых объектах;
  • Установить осуществление надзорных мероприятий органами государственного пожарного надзора в отношении не организаций (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), а объектов защиты;
  • Обеспечить возможность проведения проверок объектов защиты без предварительного уведомления их собственников и арендаторов;
  • Предусмотреть возможность проведения ежегодных профилактических рейдовых осмотров объектов с массовым пребыванием людей должностными лицами МЧС России;
  • Ввести лицензирование работ по проектированию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • Уполномочить МЧС России согласовывать учебные программы дополнительного образования, по которым обучаются сотрудники организаций;
  • Установить наряду со штрафными санкциями ответственность в виде административного приостановления деятельности объекта на срок до 90 суток, назначаемого судами общей юрисдикции.

Представитель МЧС также рассказал о планируемых изменениях в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре в части пересмотра периодичности проверок на объектах с массовым пребыванием людей.

«В рамках проведенного анализа планируется осуществлять проверки объектов образования и социальной сферы 1 раз в год. Торгово-развлекательных центров и складских зданий с периодичностью 1 раз в 2 года», — сказал Андрей Макеев.

Изменения в ближайшее время могут коснуться и Правил противопожарного режима в РФ, куда МЧС планирует ввести требования:

  • Хранить на объектах проектную документацию на системы обеспечения пожарной безопасности, техническую документацию на используемую продукцию, к которой установлены обязательные требования пожарной безопасности;
  • Усилить меры контроля руководителями организаций по проверке исправности систем противопожарной защиты с обязательным привлечением обслуживающих организаций;
  • Установить необходимость информирования посетителей кинотеатров о мерах пожарной безопасности перед проведением киносеансов.

«Но и этих мер также не достаточно для успешного выполнения задач в области обеспечения пожарной безопасности. Руководством министерства ведется дополнительная проработка проблемных вопросов и путей их решения. Готовятся очередные изменения в законодательство», — добавил Макеев.

Комплекс дополнительных мер государственного регулирования, по словам спикера, может включить следующие:

  • Определить численность органов государственного пожарного надзора из расчета один сотрудник на 8-12 тыс. населения в зависимости от сельской или городской местности. (1 на 6 – 8 тыс. в сельской местности, на 10 – 12 в городах);
  • Внести изменения в Бюджетный кодекс, позволяющие зачислять штрафы за нарушения требований пожарной безопасности в субъектовые бюджеты, на цели обеспечения пожарной безопасности;
  • Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в государственных программах комплекс мер по обеспечению пожарной безопасности и обеспечить их приоритетное финансирование;
  • Установить обязательность выполнения требований пожарной безопасности, содержащихся в нормативных документах по пожарной безопасности (исключив добровольность их применения);
  • Полномочия по установлению требований пожарной безопасности к зданиям и прилегающей территории, а также применения альтернативных решений отнести к исключительной компетенции МЧС России;
  • Законодательно определить понятие объекта с массовым пребыванием людей, установив соответствующие к ним требования;
  • Обеспечить проведение внеплановых выездных проверок объектов с учетом складывающейся обстановки с пожарами по решению председателя Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности – министром МЧС России;
  • Разрешить возможность проведения проверок органов местного самоуправления с целью контроля выданных предписаний без дополнительного согласования с органами прокуратуры;
    Снять законодательное ограничение с частных охранных предприятий на выполнение работ по монтажу систем противопожарной защиты;
  • Исключить практику назначения на должности, связанные с обеспечением пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей, лиц, не имеющих профильного пожарно-технического образования;
  • Предусмотреть обязательное обучение лиц, ответственных за безопасность объектов с массовым пребыванием людей, мерам пожарной безопасности по программам пожарно-технического минимума с закреплением практических навыков на учебных полигонах;
  • Установить обязанности проведения ежеквартальных практических противопожарных тренировок на объектах с массовым пребыванием людей с участием сотрудников Государственной противопожарной службы;
  • Обязать собственников объектов с массовым пребыванием людей осуществлять разработку планов тушения пожаров;
  • Ввести обязательную аккредитацию в МЧС России всех образовательных организаций, осуществляющих обучение в области пожарной безопасности по всем программам образования;
  • Определить режим постоянного государственного пожарного надзора на критически-важных объектах, охраняемых подразделениями федеральной противопожарной службы;
  • Выделить в отдельную государственную функцию МЧС России надзор за продукцией, а также предусмотреть право проведения надзорными органами МЧС России «контрольной закупки» продукции;
  • Наделить сотрудников органов надзорной деятельности МЧС России (работающих в зоне пожара) специальными полномочиями при осуществлении проверок заявлений и сообщений о преступлениях и об административных правонарушениях, разрешение которых отнесено к их компетенции.

RUБЕЖ